Про экзамены: подготовка и сдача без стресса

Про экзамены, сессии, ГОСы, защиты, поступление...

Бессонные ночи, волнение и раздражительность, нарушение питания, невроз, повышенная потливость, страх и желание спрятаться под кровать, конфликты с родителями, недовольство учителями, общее бессилие, мозг отказывается работать и ведёт себя неадекватно... Знакомо?

Ежегодно миллионы студентов и их родственников сталкиваются с подобными неприятными проявлениями, причина которой стресс из-за сдачи экзаменов. И не важно, 5 лет человеку (поступая в муз школу), 18 лет (выпускаясь из школы и поступая в ВУЗ),  40+, 60+ (когда состоявшиеся в жизни люди платят огромные суммы за своё обучение сами), все испытывают одно и то же. 

Проблема заключается в том, что к этому в обществе относятся спокойно, мол "все через это проходят и ты пройдешь, потерпи". Больше всего запомнилась сцена, когда на последнем ГОС экзамене в пед университете, некоторые глотали горстями успокоительное, другие рыдали, часть вообще не явилась на экзамен (сдали нервы, ВУЗ так и не закончили) и был один" индивид" (сейчас - учитель в обычной школе), которая заявляет, что это "хорошо и правильно, это готовит к реальной жизни". Видимо поэтому проработать всю жизнь в школе у нас не получилось, гуманизм и здравый смысл в этих кругах не в почёте.

Незнание, как правильно морально подготовиться и грамотно выйти из сессии приводит к тому, что в 90% случаев эта категория выпускников прекращает своё обучение, наотрез отказывается получать 2е образование и проф развиваться в своей сфере, даже если есть к этому все данные; многие бросают на полдороги обучение и упускают свой шанс; прекращают своё развитие и спускаются с каждым годом всё ниже и ниже (или проще говоря, деградируют), некоторые начинают "отыгрываться" на своих детях, превращаясь в монстров, которые "тюкают" своих детей в период сессий и, наконец, есть педагоги, которые начинают также деспотично относиться к своим студентам, перенося некогда свой неудачный опыт сдачи экзаменов теперь уже на своих подопечных.... Многие, позабыв про этот стресс, возвращаются к обычной жизни, не подозревая, что всё это не прошло бесследно. Они не замечают влияния этого на текущие события, мед диагнозы, контакты и общение, не говоря уже про будущие проблемы с обучением у младших поколений (сложно представить, что это связано). 

Безусловно, экзамены - вещь серьезная и требует волевых усилий. Но превращать это в столь морально выматывающий процесс, который угнетает тело и портит жизнь - это лишнее.

Коллектив Центра "Капибара" учится и проходит через экзаменационные испытания каждый год, поэтому мы не по наслышке знаем, какого это. Но главное, мы знаем, как остаться "живым человеком" после сессий и сохранить любовь к обучению и желание дальше развиваться. На своём опыте поделимся основными подходами к этому вопросу. 

В Центре "Капибара" основное направление работы со стрессом является Психотерапевтическая и Образовательная Кинезиология. Являясь практикующими ароматерапевтами, мы добавляем в Кинезиологическую коррекцию и работу с эфирными маслами (если это требуется).

Подробно расскажем о механизмах работы и результатах на реальных примерах из практики.

Сдача экзаменов без стресса. Как кинезиологическая коррекция вернула студента и его маму к обучению в ВУЗе.

Клиент - молодой человек 19 лет, 1 курс института. Изначально пришли с мамой по причине "необъяснимых" высыпаний на коже, с которыми врачи не понимали, как справиться. Запрос был изначально на подбор эфирных масел, но параллельно мы решили протестировать юношу на наличие стресса.

Коррекция: стресс на высыпания на коже, но проблема не с ней, а с учебой. Расспросив про учебную деятельность, юноша, не скрывая возмущения, пояснил, что сейчас - период 1ой сессии в ВУЗе, 1ый экзамен он уже "завалил" и на другие не пойдёт, учиться не нравиться, хочет переводиться на другой факультет. Кроме этого, выбор специальности - дело рук родителей, которые "заставили", а что хочет он, им неинтересно.

Поиск возраста возникновения причины стресса привёл сначала к прошлому году - период сдачи экзаменов в школе и поступления в ВУЗ (именно в этот период и появились первые серьезные проблемы с кожей). Но главная причина стресса возникла не у юноши, а у его мамы. Т.к. мама была рядом, получилось выведать нужную информацию. В 22 года мама не сдала экзамен, просто не явилась, испугалась. А корни проблемной ситуации начались еще в 14 лет, когда приходилось ходить в худ школу, сдавать работы, а ей не хватало похвалы, и ученица-мама начала прогуливать; родители долгое время были не в курсе, узнали только когда уже отчислили.

Судя по выражению лица, юноша впервые это слышал. Был неподдельный шок. Очень похожая ситуация на то, что с ним происходит сейчас.

Суть работы заключалась в том, чтобы у мамы в возрасте 14 лет появился выбор (т.к. с самого начала работали с категорией поведения "нет выбора"). Соединив все искомые эмоциональные состояния, было обозначено, что мама не смогла объяснить родителям, что ей тяжело и ей нужна помощь. Учиться у этого педагога было сложно, нравился другой, к которому можно было перевестись, если бы родители написали заявление. А в целом, не хватило родительского участия, которое она молча ждала и так и не получила.

Закрепив все положительные образы, разблокировав скопившейся негатив и найдя ему обоснование, вернулись к настоящей ситуации.

Как оказалось, юноша не сдал 1ый экзамен, потому что не явился на него. Испугался, что не сдаст, а скандалить с родителями он больше не может, "лучше сразу отчислиться и будь, что будет" .

В домашнее задание для закрепления положительного результата попало следующее:
1) юноше пить определенную цветочную эссенцию Баха по 1 капле в день (100% натуральные эссенции были разработаны английским врачом Э.Бахом, который многие годы проводил опыты и соединял эмоциональные состояния и эффекты от работы с различными растениями. Полученные 38 эссенций максимально точно описывают то или иное негативное эмоциональное состояние человека в данный момент и оказывают мягкую помощь в избавлении от стресса).
2) найти товарища из группы или еще кого-то, кто будет следить за его подготовкой к экзаменам и договорится о пересдаче 1го экзамена. 
3) маме помочь найти ВУЗ, в который она пойдёт учиться... 

Результаты к концу 1 курса:
Юноша закрыл 1ю сессию и перевёлся на другой факультет, продолжает обучение;
Папа, шокированный предложением сына о том, чтобы мама стала его бизнес-партнером, которому нужна та специальность куда отправили сына, согласился;
Мама готовится к 1му учебному дню в ВУЗе. 
Абсолютно любой стресс и напряжение можно и нужно перевести в позитив. И мы знаем как.

"Стокгольмский синдром" в учебной деятельности: что это, как проявляется, как избавиться?

В 1973 году в Стокгольме (Швеция) произошло ограбление банка с захватом заложников. Для мира психологии этот акт агрессии стал примечателен из-за специфического поведения заложников после освобождения: все они высказывали симпатию в разных видах в адрес захватчика, всячески оправдывали его, несмотря на все его бесчеловечные действия по отношению к ним.

С этого эпизода началось подробное изучение данного явления, которое в мире психологии принято называть "стокгольмский синдром" - неадекватное поведение жертвы, которая под воздействием стресса начинает оправдывать и боготворить своего захватчика/обидчика.

Расширяя границы, данное явление можно встретить и в обычной жизни: на работе, в семье. В этой раз остановимся именно на учебном процессе (дошкольные и школьные учреждения, ВУЗ, доп.образование).

Конкретно на практике это проявляется так. Практически каждый имел дело с "лучшим преподавателем города", "единственным в своём роде специалисте", с которым нам "посчастливилось" не то, что встретиться, а получать знания. И уже сам этот статус учителя создаёт чрезмерную важность процессу, что в итоге себя редко когда оправдывает. 
На деле получается так, что этот"уникальный" учитель оказывается чрезмерно требовательным, с огромным количеством правил и претензий по каждому поводу. Что бы ученик не сделал - всегда услышит критику в свой адрес. Уровень напряжения - повышенный. Каждый урок - как 1 час выживания, как на пороховой бочке - унизят или наорут в любой момент и для этого ничего не нужно делать, просто так "прилетит". Идея такого подхода - строгость дисциплинирует. Даже начальство отказывается договариваться с такими "метрами", говорят: "такой хороший профессор, такой замечательный, но сами идите к нему". 

Ни про какой интерес, спокойную атмосферу, положительную мотивацию речи здесь не идёт. Всегда одно: вы должны, надо делать, среди ночи разбудят - чтоб ответили, "мне в своё время пришлось на хлеб зарабатывать и выживать, а вы тут халтурите и еще улыбаетесь"... "не разговаривать, не поворачиваться, не писать пока не будет команды".... Армия в самом деструктивном виде!

Родители очень часто радуются такому подходу," мол, наконец-то, кто-то тебя воспитает и сделает из тебя человека". Спорный момент: по статистике как раз этот предмет ученик сдаст на наименьший балл и эффективно пользоваться знаниями вряд ли будет; а количество репетиторов будет сравнительно больше (+вложенных средств для подготовки к поступлению), чем по другим предметам с менее требовательными (а, значит, якобы "никакими") учителями.

Реакции учеников и студентов можно встретить самые разные: слёзы и прогулы, прямая агрессия и разборки с учителем, спокойное отношение (ученик и его родители понимают, что у учителя жизнь не удалась, радости нет, что уж к нему придираться, подождём годик-два, и этот предмет закончиться). Но самым массовым случаем, который классически встречается каждый год у самых разных учеников и студентов из разных слоёв общества - это "стокгольмский синдром". Это когда подобного типа учителя восхваляют, реально не оценивают свою реакцию тела, иллюзорно относятся к ситуации; максимально не осознают происходящее, из-за чего серьезным образом угнетается состояние здоровья и перекрываются нужные каналы для развития. Это один из самых опасных случаев в обучении. Потому что мало кто связывает последствия полученного от такого общения стресса с будущими травмами и проблемами по жизни.

Как справляться? Как понять, живу ли я в подобной иллюзии, "сказке", хотя на самом деле переживаю глубокое напряжение? - ответ: Кинезиология + ряд натуропатических направлений придут на помощь.

Кинезиологическая коррекция: "Как справиться со стокгольским синдромом и перестать фантазировать?"

Рядовой пример из практики. Кинезиологическая Коррекция девушке 9 класса. Элитная школа, по профильному предмету ученица получает "3",что лишает её возможности переводиться в спец гимназию или оставаться в том же "элитном" классе. Отец дома устроил скандал, со всеми вытекающими запретами. Т.к.у мамы и у дочери появилась явная бледность на лице - "нагоняй" был серьезный. Просьба была снять стресс на папу.

Изначально стресс на папу, но связано это не с папой, а с учебой. А конкретно с определенным учителем: по профильному предмету, по которому получила неудовлетворительную отметку. Основное Эмоциональное состояние - "невосприимчивая" (не хватило позитивного состояния "тонко чувствовать").
На вопрос, что конкретно девушка не хочет воспринять на предмете у этого учителя, ответа мы так и не получили. Всё заученные фразы "она - самый лучший учитель... самая-самая", одни комплименты, но почему-то объяснения, почему у такого прекрасного учителя почти отличница получает свою первую "3" не последовало.

Обратились к разделу Структуры и Функции, которые помогают определить стресс на человека, руководствуясь его чертами лица, что отражает его типичное поведение.

Образ учителя, который вызывает стресс у ученицы (в чем она была определенно не согласна) был связан с ярко выраженным поведением-руководителя, который отдаёт приказы, предыдущие свои приказы уже не помнит, никого кроме себя не видит, лишь бы только командовать и наказывать за невыполнение. 
Спрашиваем, что совпадает с образом учителя? - ответ: "ничего, она нас всех очень любит, она сама так на родительском собрании родителям говорит". 
А она часто говорит, что и как нужно делать? - "да каждое занятие, но что ей остаётся делать если мы всем классом такие бестолковые! (слово явно не из лексикона ученицы)".
По другим предметам учителя также отзываются про ваш класс? -" нет, только здесь".

Далее следовала работа с необходимым заблокированным меридианом и точками, которые мешали девушке адекватно оценивать ситуацию с учителем.
В конце этого сеанса девушку мы попросили написать характеристики учителя. А дома найти 3 ситуации, подтверждающие каждый комплимент. 

Сеанс 2 был уже на след день. Девушка не смогла найти подтверждения ни на один хвалебный отзыв, которых было около 20. Но каждый раз оправдывалась, что "это ничего не меняет, она - хорошая, вас меня не переубедить".
Далее проследовал комплекс упражнений из образовательной кинезиологии, раскрывающий потенциал в обучении.

В домашнее задание вошло:
* работать с символом, глазами прорисовывать в определенном направлении символ для разблокировки;
* пойти хоть самой, хоть с мамой и договориться о пересдаче предмета, т. к. документы для перевода нужно было отдать только через месяц (т.е.в июле);
* если намечается урок у этого учителя - носить кольцо из агата (протестировали и выбрали из нашей коллекции). 

Результаты к 1 сентября этого же года:
Ученица целый месяц летних каникул, весь июнь каждый будний день ходила на занятия к этой учительнице и переписывала все контрольные работы за год - итог: "3" исправили на "4", что точно гарантировало ей место в этом же классе на след год.
Попытка перевестись еще в более элитную гимназию при ВУЗе закончилась неудачей - не хватило баллов по этому же профильному предмету, что подорвало "чрезмерно позитивную веру" в компетенцию "выдающейся учительницы", отзыв от самой ученицы: эта учительница сказала, что даже если у её учеников "3", то все экзамены они точно сдадут на "4", она даёт уникальные знания, тогда почему я не написала вводный экзамен?"
Кольцо из агата после последней встречи с учителем перед каникулами неожиданно раскололось прямо после выхода из класса (про камни и их свойства расскажем в другой статье)
В новом учебном году ученице наняли репетитора по профильному предмету, который готовит её к поступлению в ВУЗ (на заметку, девушка поступила на бюджет в МГУ)
" Сказки" про грандиозного учителя закончились.

Осознание - это 1ый шаг к избавлению от стресса. Если стресс мешает реально оценивать ситуацию и окружение - методы работы в Центре "Капибара" помогут вернуть осознанность в Вашу жизнь. 

Памятка на экзамены

Всех успешно сдавших последние экзамены - Поздравляем! А для тех, кому еще предстоит пройти через экзаменационный период, наша поддержка и советы в помощь.

Если замечаете за собой наличие беспокойства, перенапряжения и прочих проявлений стрессового состояния - всегда помните, что вместо мучений и тягостных выжиданий конца, кинезиологическая коррекция поможет избавиться от негатива и настроиться на адекватную и результативную работу. В ходе коррекции будет выявлено: кто является источником стресса (возможно не сам учащийся переживает, а он перенимает состояние своих родственников), что нужно сделать, чтобы подготовка к экзаменам перестала быть катаргой, а также, какие мероприятия нужно предпринять для максимального достижения успеха (подобрать эфирные масла, определить какие мягкие массажные мануальные техники или остеопатия подойдут для снятия физического напряжения, какие методы защиты использовать от психологического давления и многое другое)...

Когда острое стрессовое состояние пройдёт, можно уже говорить о философии экзаменов. Что имеется ввиду: всё, что студент смог сделать к моменту начала сдачи сессии уже совершено, за что будет заслуженный результат. Поэтому, чем пытать себя в ночь перед экзаменом, пытаться что-то улучшить в своей подготовке, лучше подумать, что Вы будете делать после.

 Чтобы грамотно выйти из экзаменационного состояния и помочь всем своим структурам осознать, что контрольный процесс подошел к концу, важно придумать себе подарок или организовать отпуск - это для тех скромных и трудолюбивых личностей, которые быстро переключаются на новую учебу и экзамены и не считают нужным как-то отмечать "рутинный" процесс. Для "тусовщиков" и любителей праздновать еще до начала учебы и тем более до экзаменов, полезно будет установить границы, что гуляния будут только после выполненной работы, мотивация на учебу резко возрастёт.

 Для родителей и близких: всегда помните, что Вашему Чаду нужна поддержка в этот сложный период. Если Ваша кровинушка миллион раз не скажет Вам, чтобы Вы его оставили в покое - БУДЬТЕ РЯДОМ, ДОМА!

В нашей практике подавляющее количество проблем, связанных с недостатком взаимопонимания в семье, с детьми, с супругом, финансовым неблагополучием, отсутствием карьеры и образования - это последствия того, что в своё время мамы не было дома, когда сын/дочь готовились или сдавали экзамены. Казалось бы, какая незначительная мелочь, но какие серьёзные последствия! Если Вы, как родитель, не можете справиться со своими переживаниями - пункт #1 для Вас.

Если Ваш ребёнок во время сессии начинает с Вами ругаться, истерить, ворчать, обвинять во всех смертных грехах - знайте, он не серьёзно. Этот период скоро пройдёт, просто нужно сбросить напряжение. Но зато потом Вам будут искренне благодарны за оказанную помощь и поддержку.

Также стоит отбросить идею "читать нравоучительные лекции, оскорблять и обвинять" учащегося в этот тяжелый момент. Воспитывать нужно было раньше, в мирное время. А сейчас толка в этом не будет точно, а лишнее напряжение, которого и так в достатке, станет запредельным. И уж точно в следующий раз, к Вам за помощью не пойдут и делиться сокровенным не будут, найдут поддержку на стороне. Приучение к самостоятельности и взрослой жизни лучше в спокойный период (исключения составляют семьи военных и мчс-ников, где стресс-это норма). 

И наконец последнее, грамотное прохождение экзаменов обеспечит Вам и Вашим близким более выгодное и спокойное состояние в следующий контрольный период, даже если это будет связано не с учёбой.